WebMoney или WebMoney Transfer (произносится «Вебма́ни») — популярная электронная платежная система, не являющаяся банковской. Имеет более 12 млн. зарегистрированных участников. В системе обращаются нефиатные электронные деньги, которые могут быть как анонимными, так и персонифицированными.
Эквиваленты валюты
В системе имеется несколько видов расчётных единиц (так называемых «титульных знаков»), которые могут храниться в соответствующих «электронных кошельках»:
- WMR — эквивалент RUB на R-кошельках
- WME — эквивалент EUR на Е-кошельках;
- WMZ — эквивалент USD на Z-кошельках;
Перевод средств возможен только между кошельками одного вида; обмен титульных знаков различных видов производится в обменных сервисах, не относящихся непосредственно к системе WMT.
Сама система не участвует в обмене в качестве одной из сторон, но предоставляет сервис http://wm.exchanger.ru, в котором участники системы производят обмен друг с другом.
Клиентское ПО
Для того чтобы работать в системе, можно использовать клиентскую программу WM Keeper Classic для ОС Microsoft Windows, либо веб-сайт WM Keeper Light или WM Keeper Mini, позволяющие использовать систему пользователям любых ОС. Также реализована поддержка сотовых телефонов при помощи J2ME-приложения в WM Keeper Mobile. Имеются версии для Symbian и IPhone.
WM-идентификаторы
При регистрации в системе WMT, после принятия соглашения системы, пользователь получает случайный 12-значный WM-идентификатор (WMID), например, WMID#123456789012. Пользователь может создавать произвольное количество WM-кошельков. Каждый такой кошелёк идентифицируется однобуквенным кодом вида используемых WM-знаков и 12-значным номером (например, Z123456789012 для WMZ-кошелька). Сервис аттестации WMT позволяет определить WMID владельца по номеру его кошелька, но не наоборот.
Аттестация
Расчёты между пользователями системы можно осуществлять псевдонимно. При регистрации допускается ввод персональных данных пользователя. Каждый пользователь может добровольно получить в качестве удостоверения своей личности перед другими пользователями системы WM-аттестат. Проверить аттестат любого пользователя системы можно в центре аттестации WMT.
Имеется несколько уровней WM-аттестатов:
- Аттестат псевдонима — аттестат самого низкого уровня. Данные, публикуемые в аттестате, вводятся при регистрации WM Keeper и не проверяются.
- Формальный аттестат — данные, публикуемые в аттестате, вводятся на сайте центра аттестации. Предоставление паспортных данных обязательно, но они не проверяются.
- Начальный аттестат — выдаётся персонализатором (участником системы с аттестатом не ниже персонального). Предоставленные паспортные данные проверяются персонализатором при личной встрече или после отправки ему по почте нотариально заверенных документов. Начальный аттестат подтверждает, что публикуемые в аттестате паспортные данные проверены. По состоянию на август 2010 г., 34 тысячи пользователей системы WMT имеют начальные аттестаты.
- Персональный аттестат — выдаётся регистратором и является основным аттестатом в системе WMT. Предоставленные паспортные данные проверяются регистратором при личной встрече или после отправки ему по почте нотариально заверенных документов. Персональный аттестат предоставляет пользователю большое число преимуществ по сравнению с аттестатами более низких уровней. По состоянию на август 2010 г., чуть менее 60 тысяч пользователей системы WMT имеют персональные аттестаты.
- Аттестат регистратора — аттестат самого высокого уровня. Он выдаётся только операторами системы при личной встрече. По состоянию на август 2010 г., 129 пользователей системы WMT имеют аттестаты регистратора.
Кроме уже названных видов аттестатов, существуют аттестаты, выдаваемые для ведения определённого рода деятельности, и являющиеся разновидностями аттестатов пяти названных уровней. К таким аттестатам относятся аттестат продавца, аттестат разработчика, аттестат сервиса WMT и т. п.
Арбитраж
Пользователи системы, а также лица, не являющиеся пользователями системы, имеют право подавать на пользователей системы претензии. Претензию можно подать даже на оператора системы, имеющего право блокировать кошельки. Претензия — по сути всего лишь публикация информации о неправомерных действиях пользователя. Для начала же разбирательств подаются платные иски, которые рассматриваются арбитражным сервисом WMT. Иски разбираются арбитрами, назначаемыми из числа пользователей с аттестатами регистратора. По правилам системы решения этого назначаемого арбитража являются окончательными и обжалованию внутри системы не подлежат. В отличие от претензий, положительный отзыв об участнике системы может оставить только пользователь системы с аттестатом не ниже начального.
Код протекции — защита от мошенников
При осуществлении платежа или перевода на другой WM-кошелек плательщик может воспользоваться бесплатной услугой «Защита кодом протекции». Для этого при осуществлении платежа нужно установить в окне платежа соответствующую галочку. В этом случае, получатель платежа не имеет возможности воспользоваться поступившими денежными средствами пока не укажет правильный, известный только отправителю цифровой код. В случае, если цифровой код не был введен получателем платежа в течение указанного времени или был введен неправильно 8 раз, деньги возвращаются отправителю.
Информация взята с сайта: http://ru.wikipedia.org/